«Когда мы были молодыми…» в рамках мероприятий ко Дню ветерана УИС

11.11.2021

ОБРАЗОВАНИЕ КАК СМЫСЛ ЖИЗНИ
«Knowledge it self is power» («Знание само по себе — сила»).


Френсис Бэкон

  В определенном возрасте (обычно после 60) многие считают себя набравшимися мудрости, опыта и знаний, поэтому испытывают потребность поделиться этим если не с человечеством, то знакомыми и близкими. Неожиданно ко мне обратилось руководство ДМУЦ ФСИН России с просьбой, рассказать какой-нибудь памятный случай за прошедшие тридцать три года службы, и чтобы непременно был воспитательный характер и можно было бы сделать поучительные выводы. Ну, а поскольку я достиг возраста смирения и более трезвой самооценки, то решил попытаться. В результате появился этот текст, в котором я постарался изложить свои соображения относительно образования вообще и отдельного, казалось бы, малозначительного эпизода, тем не менее, повлекшего важные последствия.
По некоторому размышлению я пришел к заключению, что определяющим в моей жизни (как принято говорить - развилка) стало поступление в 1982 году в Высшее Политическое училище им. 60-летия ВЛКСМ города Ленинграда. Там прошло мое становление как специалиста, но, что гораздо важнее, как личности. Представьте молодого человека из далекой провинции с средним общим образованием, дальше Хабаровска нигде не бывавшим. Естественно первое, что я испытал - культурный шок: Эрмитаж, дворцы и фонтаны Петергофа, Невский проспект и Исаакиевский Собор, а ещё балет в Мариинке и Алла Пугачева, и так до бесконечности. Второе потрясение - учиться оказалось вовсе не трудно, а даже легко и приятно. С некоторым изумлением осознал, что могу вполне успешно воспринимать сложные понятия, выделять главное, внятно и логично излагать и вообще по-настоящему радоваться, что с каждым днем узнаю новое, замечательные факты, истории, о существовании которых даже не предполагал. Уже тогда появилось подозрение, что заниматься нужно только тем, что нравиться, а сегодня я в этом убежден. И испытываю настоящий восторг, когда вдруг через много лет читаю «В чем нет услады, в том и пользы нет; что вам по нраву, то и изучайте» Укрощение строптивой. Уильям Шекспир.
Образование - для меня это непрерывный пожизненный процесс, как утоление голода или жажды. Мне кажется, что всякий человек постоянно находится в образовательном процессе, даже если сам об этом не знает. Потребность в знаниях может даже стать источником психологической, а то и – в некоторых экстремальных случаях – и физиологической зависимости. Для меня своеобразным жизненным девизом стало - ни дня без определённой дозы образования (последнее время прямо с утра). В то же время страх перед недостатком знаний, необходимых для практической деятельности, - одно из проявлений такой зависимости. Его не следует путать с комплексом по поводу материальных доказательств уровня образования (дипломы и прочие сертификаты). Образование по моему скромному мнению всегда индивидуально, т.е. человек осознает своё жизненное предназначение и готов к его реализации. И знание ему нужно только для этой цели. Образование даёт человеку не профессию (специальность) в узком смысле, а понимание своей миссии в познаваемом мире. Миссия же – понятие более высокого уровня, чем профессия. Профессии могут меняться в жизни и судьбе человека, индивидуальная же миссия остаётся практически неизменной - с момента её обретения. При этом миссия строго индивидуальна. Какая же миссия уже можно сказать была у меня? Иногда я слышу, как некоторые считают меня неким наставником, учителем. На самом деле, если я помог кому-то осознать свои ментальные свойства, творческие способности, черты характера, ценностные приоритеты, и самое главное почувствовать вкус к знанию, то буду считать своё жизненное задание выполненным.
О случае, который повлиял на мои взгляды. В училище спортивным мероприятиям уделялось достаточно внимания, вообще спорт в восьмидесятые занимал гораздо более важное место, чем сейчас, так у нас в группе был лыжник, который отстаивал «честь училища» на различных соревнованиях, вплоть до Союзного значения. Естественно все зимние сессии он сдавал по индивидуальному графику, с хорошими и отличными оценками. Я же только играл в футбол, выступал за сборную батальона, поэтому все сессии сдавал на общих основаниях. У нас ходила поговорка «Синяя морда, зато красный диплом». Однако я на все летние сессии неизменно приходил с характерным красноватым оттенком поскольку готовился в парке сочетая чтение конспектов с игрой в волейбол. В итоге и морда и диплом оказались одного цвета. Со мной в группе был настоящий профессиональный футболист, который к тому же, был моим товарищем, благодаря ему я оказался в сборной училища. И вот первая игра на настоящем стадионе - уровень первенство города, но все по правилам, даже несколько десятков болельщиков. Игра началась, и я с ужасом осознаю, что все делаю невпопад, не успеваю к мячу, бью как-то коряво, меня легко обыгрывают, не понимаю игровую ситуацию, в общем, чувствую себя полным лохом. Второй тайм смотрел со скамейки и начинал понимать, что есть профессионалы владеющие ремеслом, они вроде все делают тоже самое, но чуть быстрее, чуть точнее, чуть ловчее, а целом гораздо эффективнее. И есть выскочки - такие как я, который случайно оказался среди мастеров. Это был сильнейший удар по самолюбию, самооценке, чуть ли не жизненная катастрофа. Но в итоге я благодарен этому потрясению, ведь как мне кажется, извлек несколько уроков и сделал выводы.
1. Нельзя достигнуть мастерства, перепрыгивая через ступени. Начинать надо с азов, повторяя и закрепляя навыки, как музыкант ежедневно играет гаммы, так следует добиваться, чтобы определенные действия стали автоматическими.
2. Никакие способности не заменят постоянных усилий. Человек от природы одаренный, делающий ставку на способности, но пренебрегающий ежедневной, скучной, рутинной работой проиграет упорному труженику.
3. Следует постоянно оценивать себя, уровень своей компетенции. «Осознанное познание себя есть первый признак мудрости». Приписывается Сократу. Оказавшись не на своем уровне (не соответствие должности, месту, обстоятельствам, квалификации) в лучшем случае будешь смешным, а вероятнее жалким и нелепым.
4. Быть самостоятельным, не зависеть от чужого мнения, особенно если это мнение близкого человека или руководителя. Пример со мной: поверил другу, что умею играть лучше чем на самом деле, и в результате фиаско. Надо понять, что чужое мнение о себе - это необязательно правильное мнение. Все разговоры о том, что «со стороны виднее»,- это выдумано, чтобы человек обязан был отчитываться перед коллективом и смотреть на себя со стороны чужими и притом не доброжелательными глазами. И чужие мнения должны заботить очень мало, для человека важно, что он делает, и что сам думает о себе. Независимость заключается, в поддержании себя в здоровом и творческом состоянии, в поиске стимула какого-то для творчества.
5. Отвергать догматизм. Догматизм - нежелание и невозможность разрешить другому человеку думать иначе. Слепое следование устоявшимся нормам, стремление ничего не менять, быть всегда с большинством (мол не могут же все ошибаться) - тупиковая жизненная и профессиональная стратегия. «Подвергай все сомнению» - девиз К. Маркса, и по мере сил я пытался ему следовать, потому, что догматизм ведет не к творчеству, и результату, а к тупому подчинению. Практическим следствием этого может быть жизненная позиция, которую сформулировал так: правила для лохов.
6. Мне кажется, что самое важное а, в конечном счете, и самое оптимальное занятие человека, это самообразование, достижение совершенства, (хотя Сальвадору Дали принадлежит высказывание «Не бойтесь совершенства - вам его не достичь») соревноваться лучше не с кем-то, а с самим собой.
Считаю, что самым главным трудом человека, к которому мы призваны - это труд над собой. Для этого совершенно необязательно много читать. Да и вообще количество прочитанного не делает нас умнее. Умнее нас делает, только умение извлекать уроки и делать выводы из собственной практики.

Ветеран уголовно-исполнительной системы

полковник внутренней службы в отставке

Красотин Евгений Петрович.

Поделиться:

Дата последнего обновления: 03.12.2021 07:09

архив новостей

« Январь »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
  2023 2022 2021  
ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ Напишите нам электронное письмо

Телефон доверия